Мы здесь

Москва

119017, г. Москва, Малый Толмачевский пер., д.4 стр.1, офис 34

Звоните: Пн–Пт, с 9 до 18

+7 (495) 215-54-99

отправить заявку
Мобильный SEO-аудит
Время чтения ~ 8 мин.

Мобильный SEO-аудит

Доля мобильного трафика уже превысила десктопный и продолжает расти. Даже только для удержания существующих позиций в поисковиках современные сайты необходимо адаптировать под смартфоны и планшеты или дублировать «мини-версией». При этом создать дубль мало, его нужно оптимизировать.

Мобильная версия – это критерий ранжирования Google. Яндекс тоже к этому стремится, хотя пока официально такие данные не анонсирует. Очевидно одно – если у сайта нет адаптивной или мобильной версии, в топе Google ему не бывать. В Яндексе огромную роль играют поведенческие факторы. Когда пользователь заходит с телефона на неудобную версию и быстро уходит, Яндекс получит сигнал и понижает сайт в выдаче. Именно поэтому при адаптации сайта или создании его смартфонной версии необходимо сделать мобильный SEO-аудит. Рассмотрим, на что следует обратить внимание.

Адаптивность

Ширина страницы должна подстраиваться под размер экрана девайса. Убедитесь, что мета-тег viewport прописан правильно:
<meta name="viewport" content="width=device-width, initial-scale=1.0">
Этот код говорит браузеру, что тому следует быть гибким. Указывая фиксированные значения, вы загоняете отображение страницы в определенные рамки. Довольными останутся только пользователи, под устройства которых «заточена» страница. Есть большая вероятность, что остальные посетители уйдут к конкурентам.

Избегайте горизонтальной прокрутки. Она раздражает десктопных юзеров и бесит мобильных.

Проверьте, насколько корректно сайт отображается на различных устройствах. Вам в помощь специальные сервисы. Например, Screenfly.

пример неадаптивного сайта
Пример неадаптивного сайта

пример адаптивного сайта
Пример адаптивного сайта

Дизайн

В погоне за стильным дизайном важно учитывать интересы пользователей. Сначала удобство, затем красота. Идеальная страница хороша во всём, однако если приходится выбирать, то лучше пожертвовать красотой. Когда вбухана куча денег в дорогущий дизайн, но сайт не ориентируется на интересы посетителей, можно потерять в разы больше.

пример неудобного, но красивого дизайна
Пример неудобного, но красивого дизайна

Контактная информация

Контакты должны быть:

  • заметными – не вынуждайте пользователей рыскать по всему сайту в поисках способа связи;
  • доступными – рекомендуем разместить данные на каждой странице;
  • кликабельными – дайте возможность владельцам смартфонов позвонить или отправить сообщение в один клик.

пример правильного размещения контактного номера телефона
Пример правильного размещения контактного номера телефона

Помните о мессенджерах. Их уже немало, и они конкурируют со старыми средствами связи. Постарайтесь выяснить, какими каналами чаще всего пользуется ваша ЦА. Разместите на сайте кнопки выбранных приложений.

Чат-боты – еще одна возможность коммуницировать с посетителями. Есть много сервисов, с помощью которых можно облегчить общение и выходить на прямой контакт.

Формы заказа и корзина

пример удобного окна корзины для мобильной версии сайта
Пример удобного окна корзины для мобильной версии сайта

Сложная форма заказа – один из главных раздражающих факторов для покупателей. Даже на основных версиях сайтов затянутый путь к заказу усложняет жизнь посетителям и часто приводит к отказам от покупок. На мобильных же площадках форма с кучей полей – верная дорога к расставанию с потенциальными клиентами.

Оформление заказа необходимо максимально упростить. Запрашивайте у пользователей минимум информации. Если необходимо много данных, разбейте путь на 2-3 отрезка. Дистанция от этого не станет меньше, но изменится восприятие ее клиентами.

пример удобной формы заказа в корзине для мобильной версии
Пример удобной формы заказа в корзине для мобильной версии

Если есть возможность, предложите посетителям заполнить только основные поля. Всю остальную информацию рациональней взять при личном общении с менеджером.

Ссылку на корзину рекомендуется разместить на первом экране. Пользователи нуждаются в быстром доступе к этому элементу.

Скорость загрузки

необходимо добиваться зеленой зоны для скорости загрузки вашего ресурса
Необходимо добиваться зеленой зоны для скорости загрузки вашего ресурса

С июля 2018 скорость загрузки – еще более весомый фактор ранжирования. Сайты с наиболее релевантным контентом по-прежнему в приоритете, но при прочих равных Google отдаст предпочтение более шустрым ресурсам.

Оптимизированная страница загружается максимум 3 с. Будет лучше, если на это понадобится не более 2 с. Ситуация сильно меняется, когда скорость загрузки меньше рекомендованной. При показателе в 5 с около половины пользователей уходят с сайта. Заставляя посетителей ждать около 10 с, хозяин сайта рискует потерять львиную долю с таким трудом добытого трафика.

Тестируйте сайт с помощью специальных сервисов. Один из них – Google PageSpeed Insights. Здесь не только укажут на технические ошибки, но и порекомендуют, как их устранить. Минимальная оценка, согласно этому сервису, – 70 баллов. Будет очень хорошо, если вы сумеете преодолеть отметку в 85 баллов.

Демонстрация контента

Контент бывает разных типов – ниже мы их раскроем. Любой из тех, которые уместны на мобильном сайте, должен корректно отображаться и быть удобным для восприятия.

пример удобного и неудобного отображения контента
Пример удобного и неудобного отображения контента

Текст

Несколько рекомендаций:

  • Минимальный размер символов – 16 px. Текст меньшего размера неудобно читать даже в десктопной версии, не говоря уже о мобильной. Слишком крупного шрифта тоже нужно избегать.
  • Используйте отступы – минимум 15 px. Текст, слипшийся с экранными краями, читать неудобно.
  • Соблюдайте межстрочный интервал.
  • Используйте на странице максимум 2-3 типа шрифта. Большее количество ведет к падению скорости загрузки сайта.

Изображения

Оптимизируйте изображения – сжимайте их размер до публикации. Фото и картинки – основная причина утяжеления сайтов и снижения скорости загрузки. Вес картинок можно легко уменьшить в несколько раз с помощью одного из специализированных сервисов.

Видео

Используйте плееры, поддерживающие формат HTML5. Забудьте о flash-анимации. Устройства, работающие под управлением iOS, не воспроизводят этот формат по умолчанию. «Андроидные» девайсы могут испытывать проблемы с ним.

Кроме того, видео должно адаптироваться под размеры экрана. Размещая контент на популярных видеохостингах, вы избежите проблем.

И еще о контенте

С мобильных экранов редко читают лонгриды. Позвольте пользователям потреблять ваш контент на ходу – минимизируйте и структурируйте его.

Количество страниц мобильной версии должно, как минимум, равняться числу страниц полной версии сайта. Если же в адаптированном варианте контентных единиц больше, это удобнее – иногда уместно разбивать длинный «мобильный» текст на несколько частей.

Кнопки и ссылки

«Смартфонные» юзеры не могут воспользоваться курсором мыши. Сенсорные экраны усложняют задачу попадания по кнопкам и ссылкам. Поэтому необходимо соблюдать стандарты размеров кликабельных элементов:

  • минимум – 26 px;
  • оптимально – 34 px;
  • отлично – 44 px.

Эти стандарты – результат исследований крупных IT-компаний.

Минимальные вертикальные отступы между гиперссылками – 28 px. Игнорируя эти рекомендации, вы заставите своих посетителей промахиваться – не попадая по кнопкам и ссылкам, пользователи попросту уйдут с сайта.

Реклама и всплывающие окна

На экране смартфона игнорировать и закрывать всплывающую рекламу сложней, чем на ПК. Окно, закрывающее пол-экрана, и маленький крестик – весомая причина отказа от вашего сайта.

Закрыть всплывающую рекламу можно только нажав на крестик
Закрыть всплывающую рекламу можно только нажав на крестик. При клике на более выделенную надпись «закрыть рекламу» происходит перенаправление на рекламируемый сайт

То же касается и pop-up окон. Уважайте пользователей. Если от того и другого совсем отказаться нельзя, хотя бы минимизируйте размеры и количество надоедливых элементов.

Навигация

Убедитесь в том, что все навигационные элементы доступны и кликабельны. Главное меню – на первом экране. Если размеры экрана и меню позволяют, последнее можно закрепить при прокрутке.

Пример удобного выпадающего меню
Пример удобного выпадающего меню (при нажатии на крестик меню скрывается, все необходимые разделы открываются с первого раза, нет необходимости в дополнительных кликах)

Проверьте, насколько хорошо открываются подменю на всех уровнях вложенности. Не забудьте и о «хлебных крошках» – позвольте пользователям в любой момент сориентироваться в «пространстве».

Настройка 302 редиректа и объединение полной и мобильной версий сайтов

Рекомендуем добавить возможность с любой страницы перейти на полноценную площадку. Возможно, пользователям не хватает контента урезанной версии. При этом необходимо соблюсти как минимум два условия:

  • Мобильного серфера (юзера) не должно снова выбрасывать на мобильные страницы в процессе перемещения по десктопному (основному) ресурсу.
  • После клика со смартфона по рекламному объявлению пользователь должен попадать на искомую страницу, а не на главную; некорректная переадресация мобильных юзеров – одна из частых ошибок.

Не забудьте оставить посетителям возможность вернуться на мобильную страницу. Переадресацию выполняют с помощью 302 редиректа.

Автозаполнение полей

пример автозаполнения полей в форме заказа
Пример автозаполнения полей в форме заказа

Клиенты будут вам очень благодарны, если вы позаботитесь об автозаполнении полей. В случае, когда посетители ранее уже вводили аналогичные данные на других сайтах, благодаря вашим незначительным усилиям им не придется делать это вновь.

Учет местоположения

запрос сайта к данным о местоположении
Запрос сайта к данным о местоположении

На многих мобильных устройствах есть возможность передавать геоданные. Эта опция может быть полезна и вам. Она, например, упростит указание адреса доставки. Упрощение жизни пользователям ведет к повышению конверсии.

Фавикон

отображение фавиконки
Отображение фавиконки

Сделайте для мобильных девайсов отдельный фавикон. На экране смартфонов и планшетов он может присутствовать в Закладках и на Рабочем столе, если ресурс удостоился попадания туда. Специальный фавикон смотрится заметней и выигрышней на фоне обычных, десктопных.

пример фавиконок в мобильном браузере
Пример фавиконок в мобильном браузере

Прочие технические моменты

  • В Google Search Console и в файл robots.txt нужно добавить отдельную XML-карту для мобильного ресурса.
  • Убедитесь, что мобильная площадка не блокирует JavaScript, CSS, видео, изображения.
  • Если имеет место динамический контент (обе версии расположены по одному адресу, но контент зависит от типа устройства), нужно об этом сообщить поисковым роботам. Для этого в HTTP-заголовке указывают Vary со значением User-Agent. Чтобы узнать, какой код отдает ваш ресурс, можно, например, воспользоваться сервисом Яндекс.Вебмастер (инструмент «Проверка ответа сервера»).
  • Для мобильной и полной версий необходимо указать альтернативные ссылки rel=”alternate”. Для обеих версий следует указать канонические URL – посредством тега <link> с элементом rel=”canonical” на полную версию.
  • Проверьте, индексируют ли роботы ваш ресурс. Для проверки возможных ошибок в Google Search Console откройте вкладку «Индекс Google – статус индексирования». В Яндекс.Вебмастере вам понадобится вкладка «Индексирование сайта – исключенные страницы».

Заключение

Итак, резюмируем. Перечислим ключевые параметры для проверки.

  1. Адаптивность мобильной версии.
  2. Удобный дизайн.
  3. Заметная контактная информация.
  4. Кнопки мессенджеров и чат-ботов.
  5. Простая форма заказа.
  6. Быстрая скорость загрузки.
  7. Комфортный для восприятия шрифт.
  8. Оптимизация изображений.
  9. Удобный формат видео.
  10. Структурированный и минимизированный контент.
  11. Соблюдение стандартных размеров кликабельных элементов.
  12. Минимизация размеров и количества рекламы/всплывающих окон – по возможности убрать совсем.
  13. Удобная навигация по сайту.
  14. Наладка 302 редиректа и объединение версий сайта – возможность с любой страницы перемещаться на основной сайт и обратно.
  15. Настройка автозаполнения полей.
  16. Автоопределение геоданных.
  17. Эффектный фавикон.

Вручную делать SEO-аудит мобильного сайта долго и неудобно. Рекомендуем использовать возможности сканера Google Search Console и/или специальных программ (например, WebSite Auditor).

Некоторые из описанных факторов очень важны. Другие – играют менее заметную роль в оптимизации. Но если большинству аспектов уделить внимание, можно смело рассчитывать на повышенный интерес поисковиков к вашему сайту. Желаем успехов!

Авентон https://aventon.ru/img/logo.png
Малый Толмачевский пер., д.4 стр.1, офис 34 119017 Москва, Россия
+74952155499, web@aventon.ru