Физика реального мира приучила нас к тому, что большое всегда сильнее малого. Эту ассоциацию мы автоматически переносим на бизнес и интернет-маркетинг – нам кажется, что маленьким компаниям невозможно конкурировать в SEO с крупными игроками. В самом деле, у известных брендов и огромных сайтов много преимуществ перед «мелочью»:
- «массивный» ссылочный профиль;
- авторитетный домен;
- наработанная репутация и кредит доверия потребителей;
- солидные финансовые и кадровые ресурсы.
Вроде бы не стоит и пытаться лаять Моське на слона? К счастью, успех в современном поисковом продвижении зависит не только от возраста домена или количества внешних ссылок. Главный критерий ранжирования поисковиками – релевантность документа пользовательскому запросу. И у небольших компаний есть возможности обойти гигантов. Давайте посмотрим на сильные стороны малого бизнеса.
Гибкость и оперативность
Чем крупнее объект, тем больше его инерция – крупные компании не зря называют неповоротливыми махинами. Среди причин медлительности:
- бюрократический аппарат – сначала через ряд инстанций поднимается вопрос, а затем тем же путем плавно спускается ответ;
- самоуспокоение – бренд достиг весомого и относительно стабильного положения на рынке, у него все меньше яркой мотивации искать свежие решения.
Здесь как в известной песне:
Не будили звёздные дожди
Моего воображенья,
И превратились виражи
В плавное скольженье.
В противовес этому малый бизнес имеет возможность и необходимость быть гибким и быстрым. Ему ничто не мешает следовать трендам SEO и маркетинга в целом.
Техническая мобильность
Преимущество, логично вытекающее из предыдущего. Мелкие компании относительно легко «пересаживаются» с одного «транспортного средства» на другое. Если CMS (программная платформа сайта) показывает неэффективность, ее меняют. Если CRM (программное решение для управления отношениями с клиентами) не устраивает, ей тоже находят замену.
Внедрить инновационное решение в маститой компании несравненно сложнее – бюрократия вкупе с неготовностью менеджмента рисковать закрывает возможности. Например, устаревший движок не дает реализовать техническую SEO-стратегию – небольшой сайт может безболезненно «переодеться», тогда как старая брендовая площадка еще долгое время может оставаться заложницей своих и родительских размеров.
Кроме того, гигантам любые перемены обходятся дорого – и не всегда их окупаемость однозначна для руководства. По этой причине насущные и очевидные для маркетологов вопросы оказываются в долгом ящике – это время возможностей для предпринимателей, очень далеких от условного Fortune 500.
Нишевание
Лучшее, что может сделать малый бизнес – сфокусироваться на узкой нише. Это справедливо как с точки зрения маркетинга в целом, так и с позиции поискового продвижения. Если вы занимаетесь утеплением домов, выход за рамки основной бизнес-темы может показаться хорошей идеей – ведь так вы охватываете большую аудиторию. На самом же деле такая стратегия приведет к контентному распылению и снижению релевантности сайта.
Чтобы «понравиться» поисковикам, в рамках примера – утепления домов – вам придется создать десятки или сотни единиц качественного контента. На освоение одной темы уйдет значительный ресурс. Подумайте, сможете ли вы составить конкуренцию, замахнувшись на смежные сферы? Используйте фокусировку как преимущество – крупные игроки его обычно не имеют. Ищите ниши, которые известные бренды еще не захватили или освоили кое-как, и старайтесь стать лучшими в этом сегменте.
Использование «хвостатых» ключей
У этой стратегии аналогичная задача – сузить целевую аудиторию и сфокусировать пользовательские запросы. Вместо широких ключей вроде «утепление домов» вы используете длинные фразы с уточняющими хвостами: «утепление частного дома пенопластом в Красноярске», «утепление деревянного дома изнутри и снаружи одновременно» и т. п.
С одной стороны, вы жертвуете охватом – отсекается пласт пользователей, использующих двух-трехсловные запросы. С другой стороны, получаете возможность конкурировать с «дедами», оккупировавшими выдачу:
- за широкие ключи идет гораздо более серьезная борьба – не факт, что она вам по плечу;
- узкие фразы дают более горячий трафик – вы ориентируетесь на конкретный интент (намерение) потребителя.
Хотя низкочастотные ключи привлекают меньше посетителей, за счет суммарного количества они имеют солидный трафиковый потенциал. А за счет качества дают более высокую конверсию.
Региональная привязка
Еще один вариант обойти SEO-конкурентов – сузить целевую аудиторию за счет региональной оптимизации: вплоть до города или даже отдельного района. Запрос «услуги маникюра в Мотовилихе Пермь» будет эффективнее, чем «маникюр Пермь» – локальное продвижение становится все актуальнее.
Что может сделать небольшая региональная фирма?
- Сосредоточиться на контенте с геоключами.
- Активно участвовать в местных тематических сообществах.
- Посещать отраслевые мероприятия в своем регионе.
- Публиковать пресс-релизы и обзоры в местных изданиях.
- Мониторить и контролировать репутацию компании в Интернете.
- Наращивать ссылочную базу, ориентируясь на региональные площадки.
Конечно, и крупный конкурент способен на децентрализацию усилий, но на практике у маленьких гибких предприятий возможностей в этом плане больше.
Заключение
Какого-то одного метода и, тем более, гарантии обойти матерого соперника в поисковой выдаче нет. Всегда может появиться «габаритный» игрок, понимающий маркетинговые правила и нюансы не хуже вас. Но ваши сильные стороны – маневренность и реакция – позволяют всерьез рассчитывать на топ-позиции. Толковые SEO-специалисты плюс готовность бизнеса следовать их рекомендациям – рецепт выживания на поле Яндекса и Гугл для малоизвестных компаний.