Мы здесь

Москва

119017, г. Москва, Малый Толмачевский пер., д.4 стр.1, офис 34

Звоните: Пн–Пт, с 9 до 18

+7 (495) 215-54-99

отправить заявку
Важность актуализации семантического ядра
Время чтения ~ 10 мин.

Важность актуализации семантического ядра

Составление семантического ядра – процесс постоянный. Это справедливо не только для крупных интернет-магазинов. Сайты, не рассчитанные на огромный пул запросов, тоже нуждаются в регулярной контентной доработке. Разберемся, почему важно актуализировать ключи и как это делать.

Зачем нужно расширять семантику?

Оптимизация семантического ядра необходима как минимум по трем причинам:

  • собраны не все ключи, актуальные для веб-площадки на момент сбора;
  • со временем появились новые запросы;
  • в приоритете были не те ключи.

Логично, что семантика даже в узких темах достаточно обширна. Люди мыслят по-разному и свои мысли выражают десятками и сотнями способов. Сбор запросов, проведенный неграмотно или наспех, может аукнуться упущенными ключами.

Но и правильное семантическое ядро склонно устаревать. Появляются новые товары и лексические связки. Без периодической актуализации ядра сайт теряет посетителей, а бизнес – клиентов. В широких темах эти потери могут быть огромными. Представьте громадный онлайн-супермаркет с десятками тысяч товарных позиций. Чем обернется для бизнеса работа с застывшим или непластичным ядром? Никто просто не узнает об этих товарах.

Еще одна проблема – упор на ВЧ-ключи. 20 лет назад средняя длина запроса в Яндексе была 1-2 слова. 10 лет назад – 3 слова. Сейчас – 5 слов. Сотрудники российского поисковика утверждают, что на долю очень редких запросов приходится около 70% всех обращений к поисковой строке. Речь о запросах, которые не фиксируются такими сервисами, как Wordstat (при ручном анализе).

Доля частотных запросов в поиске

Эта (третья) сложность ветвится на две:

  • ВЧ и СЧ сейчас работают гораздо хуже, чем раньше – в приоритете НЧ;
  • сложность «добычи» редких ключей.

Если изначально вы сделали ставку на популярные запросы, возможно, стоит пересмотреть стратегию и выполнить аудит семантического ядра сайта. Игнорирование НЧ ведет к:

  • недополучению массы трафика – потенциально тех самых 70% (!);
  • весомому проценту нецелевого трафика – по размытым запросам приходят посетители, которые портят картину поведенческих факторов.

Вот почему любому сайту необходимо расширение семантического ядра – регулярный поиск подходящих ключевиков.

Обновление семантики крайне важно и для развития интернет-ресурса, и для роста (или хотя бы удержания) позиций бизнеса.

За счет чего расширять семантику – какие бывают типы запросов?

Чтобы работа с семантикой привела к целевому трафику, нужно понимать типологию ключевых запросов. Рассмотрим классификацию поисковых фраз.

Информационные

Цель пользователя, вбивающего в поисковую строку запрос, – получить информацию без коммерческой основы. Очень часто такие фразы начинаются со слов «как», «что», «почему», «когда», «сколько» и т. п. Примеры:

  • Почему небо голубое;
  • Что такое лайфхак;
  • Как актуализировать семантическое ядро.

Запрос необязательно начинается с союза или наречия. Еще примеры: «возраст Шэрон Стоун», «рецепт вкусного борща». Независимо от формы фразы, в основе – информационный интерес.

Коммерческие (транзакционные)

Все запросы, включающие транзакционные добавки. К ним относят: «купить», «цена», «сколько стоит», «услуги», «заказать» и т. п. Примеры: «заказать эвакуатор»; «цены на бурение скважин».

Информационные и коммерческие запросы самые популярные. Но ранжируются они по-разному. Проблема в том, что порой сложно отнести ту или иную фразу в конкретную категорию. Например, по запросу «холодильники» выдача может быть коммерческой, а по фразе «холодильник» – информационной. Для соответствия страниц неоднозначным запросам нужно анализировать выдачу.

Использовать оба типа фраз на странице нельзя. Но в пределах одного сайта можно. Коммерческая площадка вполне может себе позволить употребление запросов разных категорий, если имеет место контент-маркетинг. Блог на таком ресурсе – отличный повод и возможность продвигаться не только по транзакционным, но и по информационным запросам.

Навигационные

Цель таких запросов – найти определенное место или сайт. Примеры: «блог Яндекса»; «Арбат Москва».

Общие

ВЧ-запросы без конкретизации – «телефоны», «посуда». По таким ключам огромная конкуренция. Но даже в случае попадания в топ вероятность высокой конверсии минимальна. Поисковикам сложно определиться с задачей пользователя, поэтому трафик, вероятнее всего, будет нецелевым.

Мультимедиа

Запросы с мультимедийными добавками – «фото», «видео», «mp3», «скачать» и т. п. Пример: «видео по сбору семантики».

Витальные

Брендовые запросы – Microsoft, «Газпром», «кока кола». Такие фразы состоят только из названий брендов и не включают в себя уточнения. Поисковики не в состоянии догадаться, что имели в виду пользователи, поэтому в топе выдачи – сайты одноименных компаний.

Геозависимые

Поисковые фразы, явно намекающие на привязку к определенному региону или месту. Пример: «ноутбуки Омск».

Геонезависимые

Запросы без региональной конкретизации.

Другие типы запросов

Этими видами классификация не исчерпывается. Запросы делят по разным признакам. Те, которые описаны выше – основные. Именно на них следует делать акцент при расширении семантики. Именно они помогают занять привлекательные позиции в поисковой выдаче.

Для справки приведем и другие варианты запросов:

  • однозначные и многозначные (четкие и нечеткие);
  • одно, двух-, трех- и многословные;
  • естественные и неестественные;
  • запросы-операторы;
  • телеграфные;
  • запросы-цитаты;
  • служебные;
  • одно- и многоязычные;
  • сезонные и несезонные.

Для тех, кто желает серьезно углубиться в классификацию ключевых запросов, скоро выйдет отдельная подробная статья.

Небольшая ремарка – запросы делят на категории для удобства. Строгого научного деления нет – все зависит от конкретных целей оптимизации.

Как актуализировать семантику?

Проверку семантического ядра сайта можно выполнить разными способами. Рассмотрим, как это сделать с помощью сервисов Яндекса и Google, а также других инструментов.

Google Analytics

Приведем в пример два способа, которые позволяют анализировать трафик в контексте запросов-новинок.

Первый вариант. Проследуйте по маршруту: «Источники трафика» – «Весь трафик» – «Каналы» – «Organic Search».

«Источники трафика» – «Весь трафик» – «Каналы» – «Organic Search»

Далее изучите запросы. Большая часть, увы, скрыта. Но все, что доступно, – вам в помощь.

Запросы

Второй вариант. Ваш путь: «Поведение» – «Контент сайта» – «Страницы входа». В конце пути вы увидите популярные страницы с хорошими ПФ.

«Поведение» – «Контент сайта» – «Страницы входа»

Проработав табличные данные, вы получите новые целевые ключи.

Google AdWords и «Планировщик ключевых слов»

Инструмент специалистов по контекстной рекламе подходит и для нужд SEO. Чтобы воспользоваться сервисом, нужно в основном окне Google AdWords кликнуть по категории «Инструменты» и выбрать «Планировщик ключевых слов». После этого раскроются дополнительные опции. Необходимо выбрать «Поиск новых ключевых слов по фразе, сайту или категории».

Google AdWords и «Планировщик ключевых слов»

На этой вкладке возможна тонкая настройка параметров искомых запросов:

  • по фразе;
  • по тематике;
  • по языку;
  • по региону;
  • по сайту.

Параметры запросов

Кроме того, можно указать минус-слова. После фильтрации «Планировщик» подберет похожие запросы в рамках указанных параметров. Недостаток инструмента: размытая частотность запросов. Диапазон очень широкий – в пределах нескольких тысяч. Но этот минус характерен только для бесплатного аккаунта. Если на вашем счету Google AdWords есть средства, вы получите точную статистику.

Google Search Console

В старой версии сервиса проверить семантическое ядро помогает инструмент «Анализ поисковых запросов». Для этого нужно зайти в «Поисковый трафик», выбрать соответствующую категорию и указать адрес страницы. Чтобы получить больше данных, нужно поставить галочки на «Клики», «Показы» и «CTR».

Google Search Console

По умолчанию доступна информация за последние 4 недели, но, покопавшись в настройках, можно получить квартальный отчет. Возможна региональная фокусировка.

Яндекс Вордстат (Yandex WordStat)

Самый популярный инструмент по сбору семантики. Удобный интерфейс и гибкость настроек позволяют быстро узнать интересы пользователей в контексте вашего интернет-ресурса и бизнеса.

Яндекс Вордстат (Yandex WordStat)

Сервис дает возможность собирать семантику в точном, фразовом и широком соответствии.

Поиск по точному соответствию показывает только запросы, содержащие фразу в указанном падеже. Пример: «!купить !слона» – точное соответствие.

Поиск по точному соответствию

«Фразовый» поиск продемонстрирует запросы с учетом склонений. Пример: «купить слона» и «купить слонов».

«Фразовый» поиск

Поиск по широкому соответствию – для тех, кому интересны все запросы, так или иначе связанные с искомым. Пример: «купить слона» в этом случае означает и «купить слона дешево» и «купить слона розового» и «купить живого слона в Москве».

Поиск по широкому соответствию

Кроме подбора ключей, «Вордстат» позволяет получать статистику по регионам и устройствам. Сервис удобно использовать вместе с программой Key Collector, о которой мы еще поговорим. Программа позволяет автоматизировать и ускорить сбор ядра, а также «выудить» из WordStat те запросы, которые нельзя получить вручную.

Яндекс.Вебмастер

Сервис предлагает три варианта «вытаскивания» поисковых фраз. Чтобы воспользоваться первым, нужно открыть вкладку «Поисковые запросы» – «Статистика запросов».

«Поисковые запросы» – «Статистика запросов»

Здесь вы увидите фразы, по которым пользователи переходили за последнюю неделю. Для прицельного анализа страниц необходимо указать конкретный адрес.

Еще один вариант: «Поисковые запросы» – «Рекомендованные запросы». Хотя инструмент больше ориентирован на контекстологов, он подойдет и для нужд оптимизаторов. Временная фильтрация тоже ограничена 7-дневными рамками.

«Поисковые запросы» – «Рекомендованные запросы»

Key Collector

Key Collector – самая популярная программа для сбора семантического ядра. Собирать ключи для небольшого узкотематического сайта можно и вручную. Но если вы планируете парсить регулярно и много, без автоматизации работы не обойтись.

Key Collector

Вот некоторые возможности платной программы:

  • сбор ключевых слов из Яндекс Вордстат, Google Adwords и подобных сервисов;
  • анализ частотности и фильтрация запросов;
  • анализ конкурентности фраз;
  • сбор статистики из Яндекс Метрики, Google Analytics и других сервисов – вы увидите, по каким запросам посещали вашу площадку;
  • подбор страниц, релевантных ключам;
  • указание минус-слов;
  • удобный экспорт в Excel и др.

Для оценки ключевиков к услугам пользователей несколько десятков параметров.

База Пастухова

Это программа с уже готовыми базами ключевых запросов. Последняя версия актуальна на июнь 2017 г. Для поиска трендовых фраз она уже не подойдет, но для анализа упущенных – вполне. Русская база состоит из более 1,6 млрд запросов. Английский вариант включает в себя более 600 млн фраз. Есть версии и на других языках.

База Пастухова

Зачем нужен готовый список ключей, если есть специальные программы, да еще и с тонкими настройками? Перечислим преимущества базы перед Key Collector и его аналогами.

  • Очень высокая скорость парсинга. Это особенно актуально для интернет-магазинов с обширной семантикой – для получения результата не нужно ждать часами.
  • Большая эффективность обработки НЧ-запросов – как раз то, что нужно для расширения семантики.
  • Удобство работы – если в Key Collector достаточно сложный интерфейс, то здесь все гораздо проще.

С другой стороны, в том, что касается полноты и актуальности результатов, перевес на стороне KC. Вывод такой – для профессионального сбора семантики лучше иметь в арсенале разные варианты.

Поисковые подсказки

Дополнительный инструмент расширения ядра – поисковые подсказки. Введите любую осмысленную фразу в строке поиска, и вам предложат на выбор несколько запросов. Такая помощь предусмотрена у всех поисковиков. Это удобно для пользователей и ценно для оптимизаторов. Специалисты получают возможность вооружиться ключами, до которых неудобно, сложно или невозможно добраться иными способами.

Поисковые подсказки

Прежде чем стать подсказками, фразы проходят через цензуру алгоритмов. Среди факторов, влияющих на формирование подсказок:

  • частота запросов – вам покажут популярные «хвосты»;
  • соответствие фраз словарным – вы не увидите нецензурные слова или фразы с ошибками;
  • региональность запросов – пользователю из Хабаровска не будут подсказывать запросы, актуальные для москвичей;
  • персональная информация и история поиска – поисковики ориентируются на конкретных пользователей.

Для облегчения труда оптимизаторов существуют программы и сервисы по сбору поисковых подсказок. Кроме Key Collector, в этом вопросе пригодятся специализированные сервисы – Rush Analytics, Upcheck, A-parser. В комплексных SEO-продуктах (например, Serpstat) тоже есть встроенные парсеры подсказок.

Рекомендации по обновлению семантики

После анализа семантического ядра сайта с полученной информацией рекомендуем обращаться аккуратно. Перечислим несколько основных принципов, которые следует иметь в виду при корректировке данных.

  • Когда страница и так получает много трафика, нужно хорошо подумать, прежде чем что-либо менять.
  • Страница должна быть релевантна запросам. Если новые поисковые фразы, например, включают в себя «фото» или «цены», а изображений и прайса на странице нет, нужно или добавить данные, или воздержаться от употребления ключа.
  • Важные ключи имеет смысл добавить в Title – заголовок все так же важен для поисковиков.

Заключение

Мы рассмотрели основные инструменты для актуализации ядра. Есть и другие. Мы уверены: понимание важности регулярного расширения семантики намного актуальнее работы с десятком сервисов. Ведь чем больше целевых запросов, тем больше шансов занять топовые позиции. Желаем Вам успешного продвижения вперед!

Авентон https://aventon.ru/img/logo.png
Малый Толмачевский пер., д.4 стр.1, офис 34 119017 Москва, Россия
+74952155499, web@aventon.ru